Блог коллектора Задать вопрос

Удаленная идентификация клиентов банков и МФО. Чего ждать?

Последнее обновление: 11 мая 2020

В рамках усовершенствования рынка финансовых услуг и обеспечения безопасности клиентов правительством был разработан ряд нововведений. В частности, была предложен такой способ удаленной авторизации клиентов как видеоидентификация.

Как показала практика последних лет, в плане безопасности идентификации и верификации клиентов финансовых учреждений имеются большие пробелы, наблюдаются постоянные нарушения. Избежать этого, как считают представители НБУ, можно только внедрив новые способы.

По мнению экспертов, идентификация клиентов с помощью видео может стать активно работающим механизмом для Украины. К такому выводу они пришли, исходя из успешного опыта Евросоюза и скандинавских стран, где для открытия счета в банке клиенту достаточно совершить видеозвонок. НБУ надеется, что в скором времени в этой сфере появится масса сервисов и инновационных продуктов, которые помогут ускорить процесс и сведут до минимума визиты клиента в отделения банков.

Удаленная идентификация клиентов банков и МФО. Чего ждать?

Разные варианты идентификации клиентов

Нацбанком на данный момент предложено 2 модели, которые могут быть использованы для удаленной идентификации:

  1. Полноценная модель для верификации и идентификации – в ее рамках будут использованы видеозвонки, а также, такие системы как BankID и КЭП.
  2. Упрощенная версия, при которой идентификация возможна при использовании электронной подписи, а также сканирования загранпаспортов и ID-карт.

Изменения вступают в силу с конца апреля 2020 года. Но есть некоторые ограничения при открытии удаленных счетов:

  • лимит на расходные операции не более 40 тысяч в месяц и не больше, чем 400 тысяч в год;
  • общий остаток по счетам клиента должен не превышать 40 тысяч гривен.
Читайте также:  IBAN — новый стандарт банковских счетов в Украине

С видеозвонками для идентификации в МФО есть вопросы

Если с банковской системой все предельно ясно, в плане использования модели для работы МФО возникает много вопросов. На первый взгляд, удаленная идентификация клиентов полезная штука, и теперь взять кредит на карту онлайн еще проще. Использование видеозвонка уменьшает риски, как для клиентов, так и кредиторов. Представители финансовой организации видят потребителя, его документы, и могут убедиться, что фото в паспорте совпадает с лицом заемщика. Варианты мошенничества сведены до минимума.

Это удобный и безопасный способ, который мог бы эффективно работать. Но есть одно «но» — высокая стоимость этой системы. Поэтому новые методы удаленной идентификации оставлены на рассмотрение МФО. На деле НБУ ждет предложений от лидеров этой сферы.

Этот вопрос обсуждался лидерами рынка МФО на различных вебинарах. Руководитель Динеро отметил, что эти механизмы будут выработаны в ближайшем будущем только с помощью диалога НБУ и МФО. Руководитель другого титана индустрии, компании Швидко Гроші, указал на то, что столь дорогостоящий механизм хорошо работает для крупных финансовых сделок. А использовать его для кредитов в несколько тысяч гривен крайне нецелесообразно.

Выходом из ситуации он считает применение других мер, например, стандартное фото с паспортом или идентификацию с помощью голоса. Он также сделал акцент на том, что себестоимость процесса верификации клиентов при сделках в миллионы гривен и 1-2 тысячи должна быть разной. Иначе это не имеет смысла.

Удаленная идентификация клиентов, по мнению НБУ, может быть отличным выходом из положения, особенно в условиях пандемии. Черновой вариант постановления, в котором подробно описана процедура видеоидентификации, уже запущен. Но как всегда участники рынка имеют массу вопросов. И главная проблема – момент подписания договора с банковской организацией. Она должна либо происходить в отделении лицом к лицу с кредитным экспертом или с помощью КЭП – квалифицированной электронной подписи, которую сегодня имеет едва ли пара процентов населения Украины.

Читайте также:  Рейтинг выгодных кредитов в Украине

Идентификация посредством BankID уже работает

Одна из альтернатив видеозвонков – идентификация с помощью BankID. Клиенту достаточно раз пройти идентификацию хотя бы у одного участника этой системы, и дальше сервис ручается за достоверность данных этого человека. Но и здесь не обошлось без подводных камней – не все банки являются участниками системы. И даже один из самых известных банков, Приват, только недавно подключился к ней.

Как ни странно, многие МФО давно стали участниками процесса. И один из наилучших вариантов – идентификация клиента в личном кабинете с помощью BankID. В этом случае от вас могут даже не потребовать никаких документов, идентификация вашей личности произойдет с помощью этой системы. Вывод только один – несмотря на сложности реализации, удаленная идентификация клиентов в Украине уже работает. На что стоит обратить внимание НБУ, она должна быть разной для банковской сферы и небанковских организаций.

Понравилась статья?
Очень плохоНеудовлетворительноУдовлетворительноХорошоОтлично (Пока оценок нет)
Загрузка...